Усадьба пущино-на-наре | |||
Усадьба Пущино-на-Наре> p> Мало дворцов отыщется, Если вы любите старину, а далеко ехать нет времени или желания, - тогда вам сюда. На юге Московской области, всего в километре от городской черты старинного Серпухова, буквально в 50 метрах от довольно оживленного шоссе находятся живописные, не хуже античных, руины настоящего дворца.
Пущино на Наре стоит посетить как минимум ради двух вещей - чтобы увидеть дюжину замечательных коринфских колонн и чтобы увидеть самое роскошное в Подмосковье место для уединенных размышлений, обрамленное этими самыми коринфскими колоннами. Кроме того, возможно, вы будете свидетелем последних дней их существования. Совсем не факт, что никем не охраняемые руины дворца простоят не то что тысячу или пусть даже сто, а еще хотя бы пару лет…
Осмотрев усадьбу, можно проехать чуть в сторону к сосновому лесу , да и на ближайших берегах либо Нары либо Оки легко найти вполне дикие места для отдыха-пикника и отвлечься от мыслей о бренном. Что посмотреть? Пущино-на-Наре - удивительно художественная руина, впечатляющая зрителя своей монументальностью и гармоничностью пропорций. В настоящее время здание больше походит на величественную театральную декорацию, нежели бывшую здесь когда-то усадьбу. Может быть, такое настроение создают лепные театральные маски, расположенные на фасадах в окружении гирлянд из яблок, груш и кистей винограда и розеток в виде экзотических цветов… Причем все маски с разным выражением лица, и страшные есть, и смеющиеся. Надо бы здесь заночевать: наверняка тут водятся привидения!
Изначально парадный двор был образован домом, четыремя флигелями и фонтаном в центре (уцелел один флигель и каменная чаша фонтана). Дворец в стиле классицизма, четырехугольный в плане, симметричный. Парадный восьмиколонный портик главного фасада, ныне обращенный в сторону деревенской улицы, может смело считаться эталоном коринфского ордера. Лишь немногим уступает ему в изяществе четырехколонный портик фасада, выходящего в парк.
Каждая уцелевшая деталь выдает незаурядный талант архитектора. Специалисты называют имя Н.А.Львова, поскольку дворец носит отпечаток палладианства, популярного в то время и любимого Львовым архитектурного стиля, ветви классицизма. Греческий портик, полукруглые окна, итальянские арки придали главному дому величественный вид. Заказчик и хозяин усадьбы - Сергей Иванович Вяземский, родной дядя Вяземского Петра Андреевича, поэта и друга А.С.Пушкина. Братья Сергей и Андрей Ивановичи Вяземские практически одновременно (в 1790-х годах) приобрели себе по поместью к югу от Москвы и развернули в них масштабное строительство. Выстроенные в каждой из них дворцы обладают выдающимися архитектурными достоинствами, но судьба их прямо противоположна. Усадьба Андрея Ивановича - Остафьево - одна из самых известных в Подмосковье, сейчас в ней расположен музей, за ее состоянием очень внимательно следят. Усадьба Сергея Ивановича - Пущино-на-Наре - напротив, широким кругам неизвестна, практически не изучена специалистами, полностью заброшена и используется местным населением в качестве места для свалки и источника материала для мощения дорог и других домашних нужд.
Внутренних перегородок во дворце уже нет, но даже несмотря на это, несложно представить планировку дома с анфиладами залов и комнат. Имея некоторую сноровку, можно вылезти на балконы с лаконичными, изящными по рисунку и нарядными мозаичными полами из разных сортов мрамора. С одного балкона до сих пор открывается превосходный вид на уходящую вдаль аллею усадебного парка, ведущую вниз к реке. Пройти по ней сейчас непросто - мешают выросшие кусты и поваленные деревья. Пустующая чаша фонтана перед домом лишь усиливает впечатление царящего запустения, напоминая о былом великолепии и скоротечности времени. Дворец буквально обступают деревенские огороды, покосившиеся заборы и невзрачные домики. Констраст повседневных дел, нужд, в которых проходит жизнь человека, и "вечных ценностей" - потребности в эстетических переживаниях, желании воспринимать красоту природы и искусства, чувствуется здесь особенно остро. В Пущино-на-Наре хочется философствовать и созерцать. К тому же взор постоянно натыкается на новые интересные подробности архитектурного и декоративного решения. Дворец хочется обходить снова и снова, проходить через главный вход и выходить к парку, любоваться сводчатыми потолками в аркаде первого этажа и удивляться качеству кирпичной кладки, заметить где-то на стене чудом уцелевшие барельефы в подражание античной скульптуре… Проросшие сквозь стены и на крыше деревья, заросли сирени вокруг дворца поэтизируют усадьбу, превращая пейзаж в русский вариант фантазий Гюбера Роббера. Вот они, его любимые почти античные руины, на фоне которых одни люди копают свои огороды, другие любуются, отдыхают и размышляют… Вечером, , когда лучи закатного солнца пробиваются сквозь пустующие проемы окон – это потрясающее и незабываемое зрелище. История места. Итак, мы уже знаем, что первым владельцем усадьбы был Сергей Иванович Вяземский (1743-1813. Действительный тайный советник, сенатор). А что было потом? В середине XIX в. владельцем усадьбы становится некая Н.И. Новосильцева, а затем, в 1911 г. владение приобретает серпуховский фабрикант П.И. Рябов. О нем хочется узнать подробнее. В начале 1840 года Петр Иванович основал в деревне Нефедово ткацкое заведение с 50 ручными станками. В Серпухове были расположены три принадлежащие ему фабрики. Вместе с сыном он создал товарищество мануфактуры бумажных изделий. Наряду с развитием производства Петр Рябов занимался благотворительностью. В конце XIX века на его средства в Бутурлине была возведена новая колокольня, храм обложили кирпичом, построили два придела. Во дворе Никольской церкви сегодня можно увидеть надгробия: Ивану и Агафье Рябовым, родителям Петра Ивановича, которые в свое время поддерживали приходские школы. Благодаря усилиям фабриканта, в серпуховском тюремном замке, где и сейчас расположено СИЗО, был устроен домовый храм в память императора Александра II. В 1894 году Петр Иванович приобрел усадьбу в Подмоклове вместе с землей и суконной фабрикой, щедро жертвовал местному храму. Но меценатством и производственной деятельностью активность Петра Рябова не ограничивалась. При нем изменился внешний облик дворца в Пущине-на-Наре – были заложены палладианские окна, расширилась терраса перед четырехколонным портиком паркового фасада. С двух сторон от главного дома появились железобетонные фонтаны. В 1917 году Петр Рябов потерял свою усадьбу. Здесь организовали коммуну с молочной фермой. А в 1924 году на ее базе был открыт детский дом имени Калинина на 60 воспитанников. Но и он долго не просуществовал, спустя несколько лет в бывшей Пущинской усадьбе расположились работники совхоза «Большевик». Охраны здесь нет, памятник истории и культуры абсолютно никому не нужен. 19 лет усадьба Пущино-на-Наре числится на балансе Серпуховской бумажной фабрики, как объект неоконченного строительства. Грустно, что мало кому интересно наше русское культурное наследие. А вот каким он был не так давно, в 60-70-х годах: Однако, дворец и сейчас производит необыкновенное впечатление. Как добраться? Общественным транспортом от Москвы до Серпухова - электропоездами Курского направления (от станций Царицыно, Текстильщики, Каланчевская или от Курского вокзала) на Тулу, Тарусскую и сам Серпухов. От железнодорожной станции Серпухов автобусом №29 на Гавшино до остановки "отделение совхоза "Большевик" (примерно 500 метров за однопутным железнодорожным переездом) (порядка 20 рейсов в день, около получаса в пути), далее 50 м пешком. Если вы уже в Серпухове: Переехать реку Нару лучше с улиц Володарского или Оборонной. После моста сразу поворачиваете направо. А далее прямо по Пролетарской улице, мимо фабричных корпусов, выезжаете из города. Переезжаете железнодорожную ветку и справа увидите руины усадьбы. letobudet, 28 ноября 2010 в 05:14 Дополнительно |
|
||
Создать бесплатный сайт с uCoz |