Игумен владимир и ступино / ступинский край





Логин: Пароль:

Игумен Владимир и Ступино / Ступинский край

назад к списку страниц

>

Из жалованной грамоты Каширского правителя Мухаммед-Эмина от 16 ноября 1498 года: "Я, царь, Магмед-Амин, пожаловал Троицкому монастырю на Песках игумену Владимиру с братией... пустого леса кстовского против Кремиченской пашни и обрасцовской от Коширской межи по Березовое болото и по Крутой овраг". Так во владение Белопесоцкого монастыря вошла почти вся территория современного города Ступино. Но почему Троицкий?p>

По устойчивому народному преданию, в августе 1380 года московский великий князь Дмитрий Иванович, двигаясь на Куликово поле, дал обет в случае победы над Золотой Ордой поставить у переправы через Оку церковь в честь своего духовного наставника Сергия Радонежского, настоятеля Троицкого монастыря. Сергиевская церковь в Белопесоцком монастыре стоит. При реставрации под ней обнаружены остатки более древнего храма. Вполне допустимо, что монастырь в XV веке начал строиться около существующей или более древней церкви Сергия, потому и был назван его основателем - игуменом Владимиром - Троицким.

Троицкий Белопесоцкий монастырь. Гравюра 19 века.

Что мы знаем о "первоначальнике" монастыря и владельце территории сегодняшнего города Ступино? Откровенно говоря, сведений о нем мало. Известны лишь три жалованные грамоты каширских правителей Мухаммед-Эмина, Абдул-Лятифа и Шигалея, две иммунитетных грамоты Василия III и одна Ивана Грозного от 1542 года. Но есть, правда, сам монастырь, который строился или по крайней мере планировался при игумене Владимире. В 1987 году автору заметок посчастливилось быть участником обследования восточной стены Святых ворот, безусловно самой древней части монастыря.

Родом игумен Владимир из Новгородской земли. До пострижения в монахи воевал, знал толк в оборонительных сооружениях. В нашем крае он появился в 1470-е годы.

Троицкий монастырь он основал на пограничном "берегу", у переправы, на пересечении дорог из Москвы на юг и из Коломны в Серпухов, очевидно, рассчитывая при этом не только на силу божественного слова, но и на свой военный опыт. Особо следует отметить, что игумен Владимир был сторонником "осифлян".

В последней четверти XV века в русской православной церкви развернулась борьба двух направлений. Игумен Нил Сорский считал, что добиться повышения авторитета церковь может путем строгого исполнения правил и обрядов, ведения аскетического образа жизни. Он осуждал стяжание церковью богатств, в том числе владение землями. Сторонники Нила получили наименование "нестяжателей".

Им противостояла другая группа церковных деятелей, которая настаивала на необходимости для церкви иметь значительные материальные средства. Их называли "осифляне", по имени их главы - Иосифа, игумена подмосковного Волоцкого монастыря.

Московские великие князья - Иван III, а затем его сын Василий III - встали на сторону осифлян. Более того, Иосиф Волоцкий считался их духовным отцом. Однако охотно наделяя землей служилых дворян, московские правители крайне редко давали ее церкви. Более того, Иван III в 1503 году предпринял даже попытку секуляризации церковных владений, правда, безуспешную. Чтобы получить землю, нужна была поддержка при княжеском дворе. Судя по грамоте Мухаммед-Эмина, безусловно, предварительно одобренной Иваном III, такую поддержку игумен Владимир имел. И она была сильной, возможно, даже самого Иосифа Волоцкого. Ведь, кроме лесных угодий, настоятель монастыря получил большие льготы. Люди, которые заселяли эти угодья, освобождались от дани "каширского правителя" и от суда его наместников и тиунов.

Игумен оправдал оказанное ему доверие. Из полученного леса отстроил вместе с братией деревянный монастырь, а на вырубленных участках поселил выходцев из рязанских и других земель. Так в 1507 году в его владениях появились починки Ступинский, Крутоовражный и Варгасовский. В 1512 году это были уже деревни. А к концу жизни игумена вокруг монастыря выстроились еще четыре слободки: Наумовка, Белкино, Исакове, Сураево и деревня Коровники. Названия "Ступинский", "Ступино" появились от фамилии выходца из Рязани.

Активность настоятеля Троицкого монастыря была замечена самим московским князем Василием III. В 1507 году он заменил обычные пошлины и дань, шедшие в его пользу, на оброк в три пуда меда. В случае его плохого сбора выплачивались деньги. В 1522 году был отменен и этот оброк.

Не обходили благосклонностью игумена и местные вотчинники. Владелец Старой Ситни князь П.В. Нагой-Оболенский незадолго до смерти около 1510 года отдал в дар монастырю часть "землицы своей ситенской".

Уже при первом игумене Владимире монастырь стал не только духовным, но и значительным хозяйственным и культурным центром округи. Его обитатели, кроме выполнения своих прямых обязанностей, не гнушались заниматься и черновой работой: ловлей рыбы в Оке или на Пятинском озерце, изготовлением глиняной посуды, кузнечными поделками.

А на Успение, 29 августа, после уборки урожая, вокруг монастыря собиралась ярмарка, на которой окрестные крестьяне могли не только что-то купить или продать, но и обсудить свои повседневные дела, поделиться новостями.

Как и в других монастырях, в Троицком велось обучение детей грамоте. Известно, что вплоть до XVIII века в России оно осуществлялось в основном так называемыми "мастерами грамоты" - обычно дьяконами или старцами. В монастыре при Владимире таким старцем был Федосий Коверя, хорошо известный даже великому князю Василию III. Именно благодаря его настоятельной просьбе для монастыря был отменен медовый оброк. Учебниками, как и везде, служили Псалтырь или Часослов.

В 1521 году крымские татары полностью разорили наш край. Пострадал и монастырь. Видимо, после этого в нем стали возводить не деревянные, а каменные строения. Одной из первых каменных построек была, в частности, восточная стена со Святыми воротами. Именно тогда игумену Владимиру пригодилось его давнее знание устройства замков ливонских рыцарей, соседей Новгорода. Он превратил ворота в самую мощную часть монастырских укреплений. Они стали представлять как бы крепость в крепости. Ворота имели проезд коленчатой формы, были оснащены щелями для опускания решеток - герсами. С внешней и внутренней сторон в воротах располагались бойницы подошвенного боя. Монастырь стал превращаться в крепость - форпост Каширы.

Первонастоятель Троицкого Белопесоцкого монастыря скончался в конце 1520-х годов. В жалованной грамоте Каширского правителя Шигалея, данной монастырю в 1532 году, упомянут уже другой игумен.





Создать бесплатный сайт с uCoz